...

История и будущее танцевальной музыки: Взгляд профессора Рогачева

Профессор Александр Рогачев
Член Правления Союза московских композиторов,
Лауреат Специальной премии Всероссийского конкурса композиторов.
Автор Системного курса Гармонии джаза «Теория и практика»

Во все эпохи и все времена смена одного музыкального стиля другим была обусловлена развитием и усовершенствованием самих музыкальных инструментов и приемов игры на них. Так, например, для струнных инструментов эпохи барокко (Вивальди, Бах, Гендель) использовался лукообразный смычек, с характерным для него штрихом detache, а изобретение струнного смычка с тростью привело к образованию более поздних, принципиально новых музыкальных стилей, разнообразных исполнительских штрихов и новых технических возможностей. Тоже самое можно сказать о деревянных и медных духовых инструментах, которые из натуральных музыкальных инструментов ( без клапанов и вентелей ) в начале 19 века стали хроматическими. Благодаря этим и другим изобретениям и усовершенствованиям музыкальных инструментов, поднялся уровень исполнительства на этих вновь созданных инструментах и симфонический оркестр приобрел вид современного оркестра.

Одним из самым главных, революционных изобретений для всей музыкальной индустрии 20 века стали изобретение электрогитары, клавишных электронных синтезаторов, компьютерной обработки и записи звука.

В течение жизни мне посчастливилось услышать огромное количество музыкальных произведений разных жанров и времен. Более того, всю свою сознательную жизнь я учился понимать самые различные стили и направления, коих знаю достаточно много и на этом основании могу объективно сравнивать их. Это моя профессия.

Можно с уверенностью сказать, что сегодня наступила эра электронной компьютерной музыки. Компьютер становится главный инструментом современных композиторов и аранжировщиков. Нельзя сказать, что владение музыкальными инструментами и музыкальная грамота перестали быть необходимыми для современных музыкантов, но знание компьютера и умение пользоваться им является первостепенным.

Во времена моего профессионального становления компьютеров еще не было, но была отличная партитурная бумага, на которой каждый композитор, имеющий творческую фантазию и внутренний слух, мог написать всё то, что он услышал. По сути дела, чистый партитурный лист — это некое поле, на котором композитор излагает свои музыкальные идеи, которые изначально зарождаются в его творческой фантазии. Прежде, чем поставить тот или иной музыкальный знак в свою партитуру композитор должен быть уверен в том, что это единственно верный звук или аккорд в его композиции, он должен его услышать. То, что записано тушью в партитуру уже нельзя изменить без повреждения самой нотной записи.

С использованием компьютера процесс создания оркестровой музыки во многом упростился, но одновременно с этим, утратил свою чисто музыкальную, слуховую природу. Музыка становится «зазеркальной» и творческий импульс изначально возникает не у композитора, а извлекается из компьютерных данных. Таким образом компьютер сам начинает «предлагать» и «диктовать» композитору свои творческие возможности и идеи, а не наоборот, как это бывает в обычной работе композитора с оркестровой партитурой.

Работа с компьютером во многом изменила сам творческий процесс сочинения и стилистику современной камерно-симфонической музыки. Трудно сказать, хорошо это или плохо. Очень часто механическое привнесение компьютерных технологий в живую ткань оркестровой партитуры приводит к весьма жалким творческим результатам. Во всяком случае, за последние десятилетия в мировой камерно-симфонической музыке не появилось ни одного музыкального шедевра, который можно было бы сопоставить с великими произведениями композиторов 20 века: И.Стравинским, С.Прокофьевым, Д Шостаковичем, А Бергом и многими другими.

Можно провести такую аналогию: философия, как наука мало кого увлекает серьезно, но существование человечества не может обойтись без её осознания. Также я могу сказать и о камерно симфонической музыке. Это удел крайне узкой прослойки посвященных людей, но это представляет собой гораздо большее, чем все философские течения вместе взятые, а компьютерные технологии привнесли в это мировое наследие немало безликости и безвкусия. И это факт.

Однако, всё вышесказанное не относится к чисто компьютерной электронной музыке и танцевальным молодежным стилям. Для того, чтобы успешно работать в направлении электронной музыки вовсе не обязательно хорошо играть на каком-либо музыкальном инструменте, знать основы музыкальной теории и даже иметь хороший, развитый слух музыканта. Для этого необходимо освоить некоторые музыкальные программы, уметь пользоваться ими и следить за развитием модных стилистических течений распространенных во всем мире..

Для меня, как человека, который большую часть своей жизни посвятил обучению музыке большого количества музыкантов России, в наивысшей степени интересует вопрос будущего современной музыки. То, что приходится наблюдать в последние годы меня крайне беспокоит. «Творческий подъем масс» реально принимает характер тотальной эпидемии: электронную музыку в наши дни пишут все, кому не лень, однако, качественный уровень этой аудио — продукции не выдерживает никакой критики. Как показывает практика, количество бесчисленных компьютерных композиций и эстрадных песен, выложенных в Интернете и звучащих по радио, не увеличивает, а только лишь уменьшает количество хорошей музыки.

В компьютерном «марафоне»,с одной стороны, принимают участие профессиональные композиторы, получившие фундаментальное композиторское образование в музыкальных академиях и консерваториях, с другой — люди, которые ранее не научились даже играть на каком-либо музыкальном инструменте, но достаточно хорошо знающие компьютер и программирование.

Как ни странно, но часто более «продвинутыми» в создании современной танцевальной электронной музыки являются не композиторы-профессионалы, а сочинители – программисты.

Высокие знания композитора-профессионала о развитии музыкальной формы, мелодии, гармонии, ладах, полифонии и оркестровке становятся практически невостребованными в компьютерной музыке. Здесь действуют абсолютно другие законы организации музыкального процесса. Для того, чтобы написать хорошую композицию в одном из современных танцевальных стилей клубной электронной музыки (Techno, House, Funk, Progressive и др.) необходимо иметь достаточно хорошее профессиональное оборудование: микрофоны, звуковую карту высокого качества, предельно точные студийные мониторы для прослушивания и сведения треков композиции, обработку звуков, микшерский пульт, усилители и многое другое. Стоимость аналогового оборудования в некоторых студиях Москвы доходит до миллиона долларов и более. Однако, само по себе превосходное, дорогое студийное оборудование ещё не делает «погоду» в музыкальном творчестве. Решающее значение имеет знание компьютерных программ, вкус и творческая фантазия звукорежиссера и автора композиции, которые очень часто на более простом и вполне доступном по цене оборудовании достигают гораздо более высоких творческих результатов.

Мне довелось познакомиться с одной из таких современных музыкальных групп, чье творчество не могло не обратить на себя моего внимания. Это ребята из группы SYNTETICA ORG (Max Adams — звукоинженер, и Diana Stark — вокал, автор текстов). Они действительно представляют современному слушателю что-то новое, показывая высший пилотаж в работе со звуком.

Max Adams проявляет себя как необычайно талантливый автор и инженер. Его работы обращают на себя внимание наличием идеи, богатством тембров, потрясающим сведением, смелым сочетанием жанров в едином произведении.

Вообще, создание электронной музыкальной композиции – достаточно трудный творческий процесс, требующий большой концентрации внимания и эмоциональной отдачи. Одна из основных задач её создателя заключается в объемном слышании всех компонентов музыкальной ткани, которая находится в постоянном панорамном и динамичном движении на фоне устойчивой конструкции регулярного ритма основного барабанного трека. В работах «Синтетики» всякий раз, в каждое мгновение времени, звуковая картина видоизменяется и мы можем слышать и наблюдать эти изменения во времени.

Всякий музыкальный звук, так или иначе вызывает у слушателя некоторую эмоциональную реакцию. Когда электронная музыка создается исключительно на базе программного расчета без эмоционального участия её создателя, то это сразу чувствуется. Такого рода расчетливая музыка мало кому нравится, разве только самому автору. В музыкальных композициях Макса Адамс всегда есть некоторый эмоциональный посыл, идущий от его ощущения динамики движения. Он, как никто другой может передавать это ощущение в своей музыке, т.к сам является первоклассным танцором. Таким образом каждый фрагмент музыкальной композиции имеет хорошую динамику развития, без лишних затяжек и задержек. Музыкальная форма выстроена стройно и логично, отчего его музыку слушать всегда легко и приятно.

Свежий нестандартный креативный взгляд современных создателей электронной музыки в сочетании с классической музыкальной школой делают музыку более интересной и непредсказуемой, а современные технологии открывают новые направления в работе со звуком. Я рад, что на смену приходит поколение, которое способно расширить границы музыки до новых горизонтов.

06.06.14

Ещё интересные публикации:
Научиться танцевать! 

Вы изучаете, как работает ваше тело: как отдельно могут двигаться ноги, корпус, руки, плечи… Затем вы учитесь собирать из отдельных движений красивые сбалансированные танцевальные комбинации, которые можно танцевать циклически сколько угодно долго, они будут продолжать радовать вас и окружающих и не будут надоедать.

Читать далее »
Памятка ученику школы танца

Откройте для себя уникальный подход в обучении танцам , где каждый урок дает вам готовые движения, применимые сразу под любую музыку. Забудьте о сложных связках и научитесь танцевать с уверенностью и стилем, наслаждаясь каждым моментом на танцполе. Наши методы обучения помогут вам быстро овладеть основами танца и расширят ваше представление о танцевальном искусстве

Читать далее »

Другие материалы:

Школа танцев рядом

Конфликт между выбором школы танцев поближе к дому и поиском качественного педагога с уникальным опытом и знаниями является распространенной проблемой для многих людей, интересующихся обучением танцам. Обе эти возможности имеют свои преимущества и недостатки, и выбор между ними может быть непростым.

Читать далее »

Как танцевать в клубе девушке

Танцпол — это твоя сцена, а ты — звезда вечера. Что нужно чтобы чувствовать себя уверенно и сексуально? аучись использовать каждый мускул твоего тела, чтобы выразить музыку и свои эмоции, превратив танец в искусство. Преврати танцпол в своё творческое пространство, где нет места стереотипам и ограничениям.

Читать далее »

Музыка для танцев: искусство, наука и чувство

Исследуйте философские основы, музыкальные теории, педагогические подходы, и мнения искушенных меломанов. Откройте для себя, как выбирать подходящие треки для разных стилей танцев, создавайте эффективные плейлисты для тренировок и выступлений. Погрузитесь в мир танцевальной музыки, улучшите своё музыкальное восприятие и найдите идеальные композиции.

Читать далее »

10:00 — 22:00 

Как включить русские субтитры

Чтобы включить русские субтитры выполните два действия в правом нижнем углу видеоплеера:

  1. Включите субтитры на любом языке.
  2. В правом нижнем углу:
    1. Нажмите на символ “Шестерёнка”;
    2. Выберите пункт “Субтитры”;
    3. Далее выберите “Перевести”;
    4. Выберите из списка интересующий вас язык субтитров.

Танцевальный курс «Dancycle Basic» — это минимальные знания о движениях тела необходимые каждому для здорового образа жизни. Эта программа для тренировки дома с “Нуля” обучает танцевать, правильно держать ритм и свободно перемещаться в пространстве. Без этих знаний невозможен сбалансированный танец. Присоединяйтесь! ⚡️

Привет, меня зовут Максим Елисеев. В 1996 году я создал одну из первых школ современного танца в Москве — Фонд «Стремление» (53 филиала). Для многих танец интереснее фитнеса, но люди не знают что такое циклический танец и зачем он нужен. Цель проекта — популяризация циклического танца, формирование сообщества единомышленников, создание онлайн библиотеки циклических движений. Вы можете принять участие в формировании новой танцевальной культуры будущего!

Сабир

(Предприниматель, мастер спорта)

Я наткнулся на сайт Максима, он там показывал необычные движения. Я заинтересовался, было оригинально подано. Первые уроки давались тяжело. До этого я занимался 10 лет тяжелой атлетикой и весил около 100 кг. Также я был мастером спорта по жиму лёжа, затем решил оставить этот спорт, чтобы заниматься тем что мне нравится…

Закрыть

Надежда Пугачева

(Программист)

Программа Макса конечно от других программ — небо и земля! Через год или полтора я стала реально ощущать, что двигаюсь совершенно по-другому! Да что там двигаюсь!.. Я по улице хожу по другому! Даже если будет ступор, я знаю, что на этом пути будет ни один момент, когда наступает какое-то прозрение. Там очень круто! Я просто даже не могу передать насколько!!! …

Я пошла заниматься танцами, чтобы хоть как-то расшевелиться. Я занимаюсь ди-джеингом и решила, что мне это будет не лишним. На первом же занятии, мое сознание перевернулось! Я поняла, насколько не пользуюсь своим телом, насколько доступны могут быть сложные, крутые движения — я переосознала многое! По-новому услышав музыку, я стала гораздо лучше в ней разбираться: когда ты танцуешь под музыку, а не просто слушаешь ее, меняется восприятие. Я занимаюсь уже давно и тащусь от того, что происходит со мной: ко мне пришли и свободна движения, и раскрепощение, и уверенность. Я чувствую в себе силы танцевать под любую музыку — это очень круто… Жалею только о том, что не попала сюда раньше!

Закрыть

м. Новокузнецкая

GOLD & DANCE

Садовническая улица, д.54, стр.1

10 мин пешком от м. Новокузнецкая (870 метров)

Закрыть

Узнать подробнее

Оставьте ваш контакт для уточнения деталей

спам не рассылаем

Закрыть

м. Белорусская

GOLD&DANCE;

3-я улица Ямского Поля, д 2, стр.19

16 минут от метро Белорусская (1300 метров)

Закрыть

м. Кутузовская

МАЯКDANCE

Малый Ивановский пер., 11/6с1

5 минут пешком от метро (450 метров)

Закрыть

м. Кутузовская

GOLD & DANCE

Кутузовский проспект, д.36, стр.5

7 минут от метро Кутузовская (660 метров)

Закрыть

м. Маяковская

Мир Танца

ул. 1-я Тверская-Ямская, д. 8, 4-6 этажи (6 залов)

50 шагов от метро по ходу движения машин в сторону Белорусской.

Закрыть

м. Смоленская

ГрандБалет

переулок Каменная Слобода, 7

4 минуты от метро (330 метров)

Закрыть

Елена Беспалова

(Предприниматель)

Это  совершенно уникальная возможность научиться  всему необходимому «с нуля» и танцевать  любую импровизацию практически в любом современном стиле. Самое ценное в индивидуальном процессе обучения –  это тщательная отработка техники и пластики движений, направленная на их безошибочное выполнение под тщательным контролем хореографов, работающих с колоссальной самоотдачей, внимание которых направлено только на вас. Под музыкальное сопровождение высочайшего качества, полтора часа занятий пролетают на одном дыхании. Для меня это погружение в творческую атмосферу личного пространства, способствующее самораскрытию, самопознанию и совершенствованию своих способностей, повышению самооценки и гармонизации жизни в целом.

Закрыть

м. Сходненская, м. Митино

Dancycle Studio

ул. Саломеи Нерис д. 2, кор. 7, 15

7 минут от метро на общественном транспорте

Закрыть

Алексей Войцехович

(Бизнесмен)

Однажды я пришел на занятия танцев и больше не представляю себя без них.  Владение собой и легкость движения в танце перенеслось на всю мою жизнь и в этом я обнаружил себя нового!  Я благодарю своих инструкторов за то, что они с первого занятия поменяли все мое мнение о  себе и о клубной жизни. Я стал одним из тех редких посетителей клубов, которые приходят туда именно потанцевать и оторваться! Я часто уезжаю надолго и редко занимаюсь, и поражаюсь, что наработанная техника никуда не пропадает, не приходится начинать все с нуля, тело все помнит. Это круто!

Я всегда спешу на занятия и пусть весь мир подождет.

Закрыть

Андрей Шарапов

(Бизнесмен)

Я начал заниматься не из любви к танцам, а скорее из принципа, потому что вообще ничего не мог и меня это бесило. Но со временем, я понял, что это мое! Мне вообще не понятно, почему этого раньше не было и почему этому не учат в школах? Это ведь самое главное, основа, база! Сейчас я чувствую себя гораздо в лучшей форме, чем несколько лет назад, когда пришел сюда. Мне смешно слушать своих ровесников, что «вооот… годы уже не те…». Я не только под другому себя чувствую, по другому двигаюсь, я стал совсем другим. И зажечь в клубе для меня теперь пара пустяков )

Закрыть

Виктор Охотский

(Программист)

Оказывается и танец можно «понять», оказывается научиться можно, даже если ты — программист и вообще далек от творчества. Я не думал, что танец — это такая же «программа» с таким же  «кодом», разобравшись в котором, можно считывать и генерировать любой контент. В голове складывается структура, понимаешь, как это устроено, можешь сам действовать, не надо ничего зубрить. Я уже легко могу копировать людей на танцполе! «Хакер танца» ) Это новое, неожиданное развлечение в моей жизни.

Закрыть

Дарья Пашутина

(Стилист)

Посещая групповые занятия дважды в неделю в течение полугода, засыпая преподавателей вопросами на уроках и после, ответственно отрабатывая движения практически ежедневно, я была уверена, что развиваюсь стремительным темпом. В какой-то момент решила попробовать индивидуальный урок. Ох, если бы мне сразу сказали: «Иди на индивидуальные занятия». Теперь-то я знаю, что это идеальный для меня формат. Имея хорошие способности к танцам, группу я быстро переросла; мне нужна свежая информация, хочу развиваться не теряя времени. Я быстро ощутила разницу: на индивидуальном занятии получаю столько информации, сколько способна усвоить, и поражаюсь, как много можно добиться всего за один урок.

Закрыть

Евгений Антерейкин

(Предприниматель, теннисист)